Главная страница » Политические новости » Саммит Восточного партнерства: вам "шашечки" или ехать?

Саммит Восточного партнерства: вам "шашечки" или ехать?

10.10.2011
Саммит Восточного партнерства: вам "шашечки" или ехать?
Проходивший 29-30 сентября в Варшаве саммит Восточного партнерства привлек внимание большинства украинских СМИ главным образом в контексте дела Тимошенко, тех бесед, которые пришлось там провести Виктору Януковичу.
Главный лейтмотив материалов - европейские партнеры крайне недовольны (и это правда), и недовольство украинской властью может весьма негативно сказаться на европейских перспективах страны. На что делается акцент?
Сергей Лещенко из «Украинской правды» пишет: «Нейтральне вітання (первых лиц саммита. - Авт.) з Януковичем, здавалося, нічим особливим не вирізнялося. Але цю картину варто порівняти з тим, як європейські керівники тепло обіймали молдавського прем'єр-міністра Влада Філата. Сьогодні його країна, яка активно імплементує європейське законодавство, - це новий фаворит брюссельських чиновників на полі Східного партнерства» (Українська правда).
Обратил внимание журналист «УП» и на то, как были рассажены участники саммита: «Учасники Східного партнерства сиділи окремо від європейців, а місце українського президента виявилося поряд з вакантним кріслом Білорусії, яка повністю проігнорувала захід через відмову ЄС запросити Лукашенка. Порожнє місце по ліву руку від Януковича - це була красномовна ілюстрація для нього, чим закінчуються ігри в диктаторів у Європі» (к слову, о вероятности таких уколов «2000» предупреждали в «Советах неравнодушного»).
Однако в итоговой декларации совещания говорится о том, что переговоры об ассоциации Украины и ЕС «могут закончиться» еще до декабрьского саммита Украина - ЕС, в то время как об аналогичных переговорах с Молдовой и Грузией (которая в «отличниках» ходит уже восемь лет) сказано, что они лишь «могут начаться» в этом году. Да, еврочиновники в своих заявлениях не раз увязывали дело Тимошенко (активно используя при этом сослагательное наклонение) с подписанием соглашений об ассоциации и Зоне свободной торговли, однако любопытные заявления сделал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
С одной стороны, сказал он, Европейский Союз не согласится на отдельное подписание с Украиной договора о создании углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли, который является частью соглашения об ассоциации Украины с ЕС: «Для нас это один неразрывный пакет... Поэтому если кто-то себе представляет, что можно иметь привилегии свободной торговли с ЕС, не уважая европейских ценностей, то ошибается».
Но, с другой стороны, он назвал возможным подписание договора об ассоциации с Украиной до 2012 года, отказавшись комментировать, произойдет ли это, если Юлия Тимошенко и в дальнейшем будет оставаться в заключении: «Думаю, что почти всегда является ошибкой давать ответы на гипотетические вопросы» (УНИАН).
Если перевести заявление польского министра с дипломатического языка на «общечеловеческий», то со всей очевидностью следует, что несмотря на все жесткие заявления, как публичные, так и за закрытыми дверями, в Евросоюзе не исключают заключения соглашений и в том случае, если Тимошенко останется в заключении (извините за невольный каламбур). Мало того, в контексте ситуации «не исключают», скорее всего, означает: соглашения будут подписаны и при самом «неприятном» для ЕС сценарии (с Тимошенко). Тем более при достижении некоего компромиссного варианта - скажем, ЮВТ выходит на свободу по амнистии, но лишается права участвовать в грядущих выборах.
Ну а сделанное с металлом в голосе заявление Сикорского о неразрывности соглашений об ассоциации и ЗСТ следует понимать так, что даже в буквальном смысле половинчатые санкции Евросоюзом не планируются. Да и в других выступлениях европолитиков (упомянул об этом и польский министр) акцент делается на то, что соглашения вступят в силу лишь после ратификации их парламентами всех 27 стран - членов ЕС. И вот этот процесс может сильно затормозиться при отсутствии «прогресса» в деле Тимошенко.
Однако при этом они «забывают» уточнить, что по сложившейся практике процесс ратификации заключенных Евросоюзом соглашений (даже самых безобидных), как правило, затягивается на 2-3 года, т. е. фактически речь идет скорее о потенциальных угрозах, ведь за обозначенный период «проблема Тимошенко» так или иначе наверняка разрешится.
Но, может, оказавшись в крайне неудобной переговорной позиции, руководство нашей страны ради формального заключения соглашений об ассоциации и ЗСТ готово идти на принципиальные уступки, ущемляющие интересы Украины? Нет, мы видим прямо противоположное: серьезные уступки делают европейские партнеры. Тот же Сергей Лещенко отмечает: «У тексті вдалося змінити формулювання щодо безвізового режиму між країнами Східного партнерства та ЄС. Замість слів «у довгостроковій перспективі» написали, що скасування віз можливе «у свій час», коли будуть виконані необхідні критерії.
Подібні дрібні, на перший погляд, зміни важливі у діалозі з єврочиновниками, які формалізують всі свої кроки. Очевидно, саме таке визначення про безвізовий режим перепишуть в Угоду про асоціацію між Україною та ЄС. Це - позитивно для України, тому що на сленгу єврочиновників «довгострокова перспектива» означає 5-10 років, не менше. Таким чином, це дозволяє сподіватися, що омріяне може статися раніше». К слову, на саммите комиссар ЕС Штефан Фюле объявил, что Украина и Молдова наиболее близки к выполнению требований ЕС для отмены виз (Версии).
На минувшей же неделе состоялся 18-й раунд переговоров об условиях заключения соглашения о Зоне свободной торговли, по итогам которого Украине удалось решить ряд важных вопросов. Так, Евросоюз согласился отменить субсидирование производства сельхозпродукции, поставляемой из ЕС в Украину. С такой просьбой наша сторона выступила из-за опасения, что при отмене ввозных пошлин после создания ЗСТ европейская продукция начнет вытеснять отечественную. Такое решение, с одной стороны, приведет к подорожанию импорта, но с другой - позволит украинскому производителю равноправно конкурировать с производителями ЕС.
Помимо этого, стороны договорились, что Украина не отменит экспортные пошлины сразу по вступлении в силу соглашения о ЗСТ, а будет их ежегодно снижать на 1% на протяжении 10 лет до нуля. Наша делегация смогла договориться об увеличении квот в 2-4 раза практически по всем видам продукции. Таким образом, в результате непростой и кропотливой работы украинским переговорщикам удалось в значительной мере нивелировать те негативные аспекты ЗСТ (а в любом серьезном проекте есть не только положительные, но и отрицательные моменты), о которых так много говорят критики евроинтеграции.
И украинское руководство не собирается останавливаться на достигнутом и достаточно твердо ставит вопрос о том, чтобы в соглашении об ассоциации была институционально закреплена перспектива полноправного членства Украины в ЕС. И то, насколько некоторые европейские страны возражают против такого положения, показывает, что речь идет не о формальной фразе в тексте договора. Как и в ситуации с отменой виз, данная формулировка не позволит Евросоюзу уклониться от рассмотрения заявки Украины на членство в ЕС при выполнении общих требований, предъявляемых к государствам-кандидатам.
В целом следует констатировать очевиднейший факт: за полтора года нынешняя власть добилась на порядок большего прогресса в деле евроинтеграции Украины, чем ее «оранжевые» предшественники за пять лет. И никакого парадокса тут нет!
Александр Фидель в статье «На дураках воду возят и в Европе» («2000», №25 (563), 24-30.06.11), характеризуя политику европейских стран в отношении Украины, привел цитату из книги известного знатока современного капитализма Егора Гайдара: «Любая западная корпорация - хищник... И когда неожиданно на противоположной стороне стола переговоров вместо привычного партнера-хищника возникает нечто малокомпетентное, да еще имеющее личные интересы, не целиком, мягко говоря, совпадающие с интересами представляемой страны, результат может получиться поразительный».
Руководители западных государств, что называется, плоть от плоти тех самых транснациональных корпораций, интересы которых они представляют на государственных должностях, и нет абсолютно никаких оснований полагать, что в международных отношениях они исповедуют какие-то другие принципы. Даже больше, они не жалеют усилий и средств, чтобы иметь в качестве «партнера» по переговорам «нечто малокомпетентное», и далее - по Егору Гайдару, к «поразительному результату».
«Ну а если противоположная сторона готова десятилетиями занимать позицию «чего изволите?» в обмен на эфемерный прогресс в евроинтеграции... то почему бы это не использовать в своих интересах - как в экономической, так и геополитической сфере? Ведь что-что, а использование в собственных интересах чьей-то глупости западная мораль отнюдь не считает предосудительным. Лишь бы юридически все было корректно».
Вполне согласен с оценкой коллеги, но следует привести и опущенную им часть цитаты Егора Гайдара: «...Иначе ее бы сразу растерзали другие корпорации. Однако она и не опереточный злодей. Просто обучена жизнью играть по жестким правилам бизнеса». Точно так же и европейские лидеры не опереточные злодеи, но и не ангелы без крыльев, только и думающие, как бы облагодетельствовать Украину принятием в «европейскую семью». У Евросоюза есть огромный интерес к ней, прежде всего геополитический, но есть и естественное для real politik желание реализовать его с наименьшими для себя издержками.
Прежнее «оранжевое» руководство оптимально этому соответствовало, чем и объясняется столь очевидное стремление европолитиков вернуть «оранжевых» (в лице Юлии Тимошенко) к власти. Но ныне приходится иметь дело с властью в лице Виктора Януковича и его команды, которые если еще и не «хищники» международного масштаба («зубов» у нашей державы пока маловато), но - и это по итогам Варшавского саммита следует сказать со всей определенностью - могут умело отстаивать интересы своей страны, используя имеющиеся на руках козыри. Главный из этих козырей - геополитическое соперничество за Украину между Евросоюзом и Западом в целом, с одной стороны, и Российской Федерацией - с другой.
Ведь очевидно, что серьезные подвижки, свидетелями которых мы стали в последнее время (начиная с того, что с начала года и Украина, и Евросоюз считают, что подготовку договоров об ассоциации и ЗСТ нужно завершить в течение 2011-го и активно, несмотря на все сложности, работают над этим), объясняются исключительно стремлением Евросоюза не допустить возможного смещения «интеграционного вектора» Украины в сторону России.
Можно не сомневаться, что, завершись президентские выборы в 2010 г. иначе, Юлию Тимошенко ждал бы на саммите в Варшаве действительно более теплый прием, чем сегодня Виктора Януковича (причем без малейшей привязки к послевыборной его судьбе), но о конкретных (и очень близких) сроках заключения договоров об ассоциации и ЗСТ (тем более на оптимальных для Украины условиях) речь бы как раз не шла, как это мы наблюдаем в отношениях ЕС с Грузией и Молдовой.
Стоит обратить внимание на то, что, умело используя конфликт интересов ведущих геополитических игроков, руководство Украины остается в «рамках приличия», не делает заявлений «и нашим, и вашим», однозначно указывая на окончательный и бесповоротный европейский выбор. И такая политика начинает приносить плоды и на восточном направлении, о чем свидетельствует полуофициальная пока информация о результатах последнего визита в Москву Виктора Януковича.
Безусловно, в Москве раздосадованы европейским курсом нынешней украинской власти, но какая из реальных украинских политических сил могла быть более приемлема для Кремля, чем Партия регионов? Поэтому российскому руководству пришлось смириться с отказом Украины от ТС и начать строить партнерские отношения с ней исходя из объективных реалий, в том числе и в газовой сфере. А ведь изначально позиция нашей страны в газовом споре выглядела как безнадежно проигрышная: Россия - монопольный поставщик, и есть действующий контракт, который ее полностью устраивает.
Конечно, можно сослаться на то, что прежнее руководство Украины не имело такой возможности маневра, для него любая игра в пророссийский курс была совершенно нереальна по вполне понятным причинам. Но ведь и для Партии регионов и Виктора Януковича поворот к европейской интеграции был крайне сложным, чреватым электоральными проблемами, решением, потребовавшим и безусловного политического мужества, и, не побоюсь громкого слова, мудрости - качеств, которых лидеры Майдана не смогли проявить ни тогда, будучи у власти, ни ныне, находясь в оппозиции.
Ведь, откровенно говоря, альтернативы европейской интеграции для Украины действительно нет. Прежде всего, другой курс (понятно, какой) чреват для нашей страны тяжелейшим внутриполитическим кризисом с самыми непредсказуемыми последствиями, вплоть до распада страны. А как мы неоднократно отмечали, цивилизованно разойтись не получится. Сценарий может быть самым тяжким, вплоть до кровавого. И, совершенно однозначно, экономические последствия даже самого «мягкого» развода будут одинаково пагубны и для запада, и для востока Украины.
Что же касается обратного сценария (скажем так, «мятежа» востока против евроинтеграции), то - снова назовем вещи своими именами - степень неприятия «реинтеграции» постсоветского пространства на западе и в центре страны значительно выше, чем неприятие евроинтеграции на юго-востоке. Особенно это касается молодежи, которая и на востоке больше смотрит на Европу, чем на Россию (а ведь именно молодежь - главная движущая сила всех политических «заварух»).
И опять же ничего удивительного в таком положении вещей нет. Можно сколько угодно меряться оценками ангажированных экспертов о том, какая страна или союз стран «едет на ярмарку», а какая в обратном направлении, но объективная реальность такова, что уровень и качество жизни наиболее привлекательны, есть и были на протяжении последних десятилетий и даже столетий, именно в Европе. Причем качество жизни следует понимать в широком смысле - это социальная защищенность, уровень медицинского обслуживания и образования, личная безопасность, гражданские права, включая защиту от произвола власти и многое другое.
Видим мы и то, что «новые европейцы» - постсоциалистические страны, уже вошедшие в ЕС, пусть и не без проблем, но уверенно идут по этому пути (а успехи Польши, Чехии, Словакии просто впечатляют). Да, везде свои сложности, везде у населения есть причины для недовольства, но, что показательно, ни в одной из «новоевропейских» стран нет заметных политических сил, выступающих против евроинтеграции; следовательно, для подавляющего большинства населения членство в ЕС является оптимальным вариантом развития их стран.
Это, кстати, относится и к русскоязычным жителям стран Балтии, которые, несмотря на известные проблемы с гражданскими правами, ни воссоединения с Россией не требуют, ни массово на «историческую Родину» не выезжают, предпочитая отстаивать свои права в рамках европейских правил и европейского выбора своей страны проживания. Как это, например, происходит в Латвии, где отражающая интересы русскоязычных партия «Центр согласия» получила наибольшее число голосов на недавних парламентских выборах. В ее программе, безусловно, есть пункты о развитии добрососедских отношений с Россией, но требования или обязательства кардинального изменения внешнеполитического курса Латвии нет.
Так почему же этим путем не пойти и Украине? Да, Евросоюз не рай (да и нет рая на земле), и, увы, никто нас там не ждет с распростертыми объятиями, тем более не собирается оплачивать строительство «Европы» в Украине. Это наша страна, и за нас ее никто не обустроит. Но евроинтеграция - это очевидный путь к построению «Европы» в Украине. Она станет и уже стала серьезнейшим стимулом для наших власть имущих пусть медленно, пусть со скрипом, пусть преодолевая свое внутреннее сопротивление (чего уж греха таить), но внедрять у себя в стране европейские стандарты.
А вот Таможенный союз в этом плане предоставляет своим участникам полную внутреннюю свободу, в смысле отношения и к собственной власти, и к собственным гражданам. Не зря ведь гласит народная мудрость: «С кем поведешься, от того и наберешься»
И, честно говоря, должно удивлять, что нынешняя власть продолжает вызывать категорическое неприятие у большинства наших европейски ориентированных сограждан. Как говорится, «вам «шашечки» или ехать?» Пустые мантры про евроинтеграцию, объятия западных лидеров с Леди Ю - или реальный ощутимый прогресс, которого потом и кровью добилась сегодня власть?
Да, какие-то ее шаги, особенно во внутренней политике, пока выглядят неуклюжими, но реальная евроинтеграция будет постепенно устранять эти шероховатости, причем кто бы ни был у власти в последующие годы. И нынешняя властная команда, уверен, отлично это понимает и к этому готова.


Антон Подоляк
Похожие новости:

"В соглашении с Украиной не будет статьи о присоединении к ЕС"
В соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной не войдет упоминание о перспективе членства Украины в ЕС или о статье 49 Европейского договора, которая гарантирует такую...
Figaro: Тимошенко исчерпала запас своей популярности
Арест экс-премьера Юлии Тимошенко может сорвать заключение соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом.Об этом пишет французская Le Figaro, как сообщает ВВС.Издание отмечает,...
Figaro: Тимошенко исчерпала запас своей популярности
Газовый договор Тимошенко - причина харьковских соглашений
Премьер-министр Николай Азаров заявил, что невыгодный газовый контракт с Россией, подписанный в 2009 году Юлией Тимошенко, подтолкнул Президента Украины Виктора Януковича на...
Газовый договор Тимошенко - причина харьковских соглашений
МИД: Украина будет настаивать на европерспективе
В Брюсселе состоялась встреча министра иностранных дел Константина Грищенко с министрами иностранных дел стран-членов ЕС в формате «Украина-Группа друзей Украины в ЕС». Стороны...
МИД: Украина будет настаивать на европерспективе
Польша подталкивает Украину к Евросоюзу
В эти дни Киев без преувеличения можно назвать европейской политической столицей. Здесь украинские и европейские эксперты работают над проектом Соглашения об ассоциации Украина -...
Польша подталкивает Украину к Евросоюзу
Комментариев пока еще нет
Комментировать

События в мире
На правах рекламы