Архитектура Москвы - Византийский стиль
Россия совершенно в новом свете «открывается» миру только в середине XIX века. Студенты и выпускники Академии художеств с удовольствием изучают, а также зарисовывают мировые памятники архитектуры, особенно уделяя внимание Средиземноморью. Когда они возвращались на родину, то считали своим долгом проектировать в византийском стиле строящиеся храмы. Он официально провозглашен как стиль русской православной церкви. Вскоре стал достаточно популярным и даже сравнился с русским стилем.
Храмы обоих стилей содержат в своей конструкции крестово-купольную компоновку, силуэт здания частично сливается с куполом и смотрится монолитно. Сам барабан купола является аркадой, который называют световым. «Полосатая» кладка декорирует стены, имитируя византийскую кладку, чередуя с ней естественный камень и тонкий обожженный кирпич. Также экстерьер «византийских» зданий отличается очень объемными карнизами, наличниками и т.д..
Характерный представитель чистого византийского стиля – это храм иконы Божей Матери, что находится на Поликарпова, 16. Построили его в 1909 году для солдат из николаевских казарм по проекту Адамовича. А белый декор с краснокирпичным обликом перекликался со всей архитектурой дворца. При советской власти этот полковой храм разрушили, но Союз развалился, и в девяностых годах руководство Боткинской больницы приступило к его восстановлению.
Частой являлась в те времена практика сооружения московских домов престарелых в византийском стиле. Чаще всего они строились на деньги московского купечества, поэтому напрашивается вывод: этот стиль очень любили в среде старообрядцев. Во времена советские здесь размещался Дом отдыха им. Ильича для ветеранов революции.
Также византийский стиль прослеживается в храме Николая Чудотворца. Сейчас он не функционирует. Приют, к которому относился храм, создали купцы Рукавишниковы для малолетних подследственных, которых отдавали на поруки, а также беспризорных, праздношатающихся и нищенствующих детей. Теперь подход к храму, который очень хорошо сохранился, значительным образом затруднен.
Существует еще одна постройка архитектора Обера в византийском стиле – Никольская церковь возле Дома призрения, построенная братьями Боевыми в 1894 г.
Нельзя не сказать и о церкви иконы Божией Матери, что в Кунцево. Это небольшое, но удачно спроектированное церковное сооружение, чем-то напоминающее итальянскую Равенну VI века. Сегодня, даже после нахождения в ней разнообразных советских учреждений, здесь сохранились рельефы, черепица на куполе, глазурованная плитка, штукатурка «под кирпич» и даже пол.